Экспериментальная и инновационная деятельность

 «Апробация цифровой модели профориентационной работы в условиях учреждений образований, реализующих образовательные программы профессионально-технического и среднего специального образования»  

 Цель проекта:   разработать и апробировать цифровую модель профориентационной работы в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО .

 Задачи проекта:     

- разработка и внедрение интернет-ресурса - профориентационного портала «Будущее страны - в твоих руках»;  

- способствование проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов путем легкого доступа пользователями к ресурсам профориентационного портала;   

- создание условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, потребностями общества, региона в кадрах. Создание цифровой модели профориентационной работы со школьниками в условиях информационного пространства учреждения профессионального образования, основанной на запросах динамично меняющейся экономики и развивающегося общества;  

- разработка цифровых инструментов для профессиональной ориентации и сопровождения профессионального самоопределения обучающихся;      

- обеспечение научно-методического, организационно-методического, организационно-управленческого и информационного сопровождения цифровой модели профориентационной работы для массового использования.


 Гипотеза      

Если создать эффективную цифровую модель профориентационной работы в условиях учреждений образования, реализующих образовательные программы ПТО и ССО, то будут созданы условия для успешного жизненного и профессионального самоопределения школьников , повышения уровня осознанного выбора профессиональной деятельности, оптимально соответствующей личностным интересам, потребностям, особенностям и запросам рынка труда, проектированию образовательно-профессионального маршрута. 

 Структура и содержание апробируемой экспериментальной модели    (технологии, методики, системы и др.)     

В современных условиях цифровизации и трансформации системы образования образовательная среда характеризуется динамичным развитием и переходит на новый уровень, обуславливающий непрерывность, мобильность процесса образования (в том числе и профориентации), его персонификацию на основе внедрения информационных технологий.   

Цифровая образовательная среда представляет собой совокупность информационно-образовательных ресурсов для эффективного взаимодействия участников образовательного процесса с целью решения образовательных задач и предоставляет им принципиально новые возможности: обучение в любом удобном или подходящем ситуации месте; персонифицированный подход к обучающимся; предоставление возможности не только пользоваться имеющимися электронными ресурсами, но и создавать свои собственные и обмениваться ими; доступ к национальным, а также мировым информационным ресурсам и т. д.  

В контексте цифровых трансформаций, пронизывающих все сферы современного общества, актуализируется идея внедрения персонифицированного подхода в проекции виртуальной образовательной среды, под которой подразумевается быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, объединяющая:   

инновационные и традиционные технологии, специфические для взаимодействия участников образовательного процесса в рамках открытой модели асинхронного персонифицированного обучения;   

информационные ресурсы: базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т. п.;   

современные программные средства: программные оболочки, средства электронной коммуникации.   

Потенциал виртуальной образовательной среды как пространства содействующего успешному профессиональному самоопределению заключается в реализации следующих функций:  

 информационно-обучающая, реализующаяся в представлении учебной информации в самых разных формах;   

коммуникационная, обеспечивающаяся созданием образовательной ситуации, когда обучение проходит в диалоге с участниками образовательного процесса;   

контрольно-административная, проявляющаяся в проведении комплексных мер по контролю уровня знаний, умений, навыков и администрированию.   

На наш взгляд, на фоне усиливающихся тенденций перемещения все большего числа видов человеческой деятельности в цифровое пространство, неоспоримую актуальность приобретают вопросы проектирования   цифровой модели профессиональной ориентации  , под которой мы понимаем часть педагогически целесообразно организованного образовательного пространства, предоставляющего обучающемуся множественный выбор для реализации потребностей, желаний и способностей, способствующего его профессиональному самоопределению, т. е. осознанному выбору будущей профессии.   

Реализация цифровой модели профессиональной ориентации возможна в условиях системного подхода, включающего:   

– 

модернизацию технической инфраструктуры;  

– 

повышение профессиональной компетентности педагогических работников;  

– 

сотрудничество с учреждениями общего среднего образования;  

– 

создание видеороликов, цифровой рекламы,   

– 

разработку профессиограмм;  

– 

разработку системы тренингов, анкет;  

– 

организацию работы цифровой платформы (веб-ресурса).  

Сроки реализации проекта: 3 (три) учебных года:

2022/2023 учебный год  (подготовительный) ;

2023/2024 учебный год (первый год реализации);

2024/2025 учебный год (второй год реализации).

Основные результаты деятельности

Экспериментальная деятельность (далее – ЭД) в учреждении образования «Малоритский государственный аграрный колледж» в 2022/2023 учебном году осуществлялась на основании:

- приказа Министерства образования Республики Беларусь» от 22.08.2022 № 517 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»;

- приказа учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 24.08.2022 № 214-ОД «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2022/2023 учебном году»;

- приказа учреждения образования «Малоритский государственный аграрный колледж» от 05.09.2022 № 416 «Об экспериментальной деятельности в 2022/2023 учебном году»;

- календарного плана экспериментальной деятельности учреждения образования «Малоритский государственный аграрный колледж» на 2022/2023 учебный год.

Цифровизацию профориентации в контексте технологии актуализации профориентационного потенциала колледжа возможно осуществить через специально созданный профориентационный интернет-портал, который представляет собой персональное средство цифровой навигации, созданное на платформе «фреймворк».

Структура портала продумана с учетом того, что выбор профессионального пути – самый серьезный, ответственный момент, шаг в жизни человека. Основным в меню портала будут являться закладки горизонтального меню: «Школьникам», «Родителям», «Новости», «Контакты».

В закладке «Школьникам» – во вкладке «Кабинеты профессий» приводится перечень профессий и специальностей, которые можно получить в учреждении образования «Малоритский государственный аграрный колледж», приведено описание профессий, имеется возможность пройти тест на совместимость профессии, узнать больше по конкретной профессии (история, развитие, перспективы и т.д.), а также возможность получения доступа к виртуальным симуляторам профессий, попробовать свои силы в профориентационных онлайн-играх формата «мини», квестах.

В закладке «Родителям» содержатся материалы и публикации о том, что можно сделать родителям, чем помочь при выборе профессии ребенку: каким образом учесть способности ребенка, особенности его здоровья, как провести беседу, как выбрать план действий, подготовить к трудностям в психологическом плане и многое другое. В структуре закладки «Родителям» предлагается пройти анкетирование, поучаствовать в битестах.

Также на титульной странице портала мы предлагаем разместить новостную ленту, ссылки на полезные ресурсы, предоставить возможность для пользователей задать вопрос, внести предложения и пожелания по работе портала, обратиться в службу технической поддержки и к администрации портала и т.п.

Одним из перспективных направлений повышения привлекательности портала является увеличение доли видеоконтента, причем возможно и его дублирование, например, на ютуб-канале, связанном с порталом, а также интеграцию с официальными страницами социальных сетей колледжа: ВКонтакте, сайт колледжа. Портал адаптирован под мобильные устройства, работает на русском и белорусском языках.

В закладке «Новости» содержатся материалы о достижениях и перспективах развития колледжа (профессиональные пробы, профориентационные уроки, виртуальные экскурсии, 3D панорамы и виртуальные туры по колледжу, профессиональные конкурсы, пресс-релизы, информационного сопровождения совместных проектов между колледжем и предприятиями, организациями).

В закладке «Контакты» отражается информация об администрации портала.

Проект адресован педагогам, осуществляющим внедрение профессионально ориентационной работы в организационно-управленческую и педагогическую деятельность, для профориентаторов, занимающихся профессионально ориентационной работой с обучающимися школ, а также рассчитано на педагогов, социальных работников, психологов, работающих над этими проблемами в колледже.

Адресат проекта – обучающиеся школ города, района, области.

В ходе реализации проекта информация будет обновляться.